
После того как получатель или перевозчик груза обнаружили повреждения встает вопрос о необходимости проведения экспертизы с целью определения ответственных лиц и размер убытков. В таком случае как правило перед экспертом ставятся всего 3 вопроса:
- определить причины повреждения груза;
- определить размер и степень повреждений груза;
- определить сумму убытка в следствии повреждений, полученных грузом;
Определение причин повреждений груза
Стоит отметить, что в зависимости от вида груза, а также характера повреждений эксперт выполняет тот или иной комплекс работ при проведении осмотра. Так в случае если грузом является оборудование и его повреждения механические, то необходимо определить получены они в процессе транспортировки или были нанесены до начала перевозки. В случае если грузом являются продукты питания и повреждения выражены в виде порчи, то эксперту необходимо определить причины, вполне возможно повреждения вызваны неправильно выставленной температурой на время транспортировки.
Определение размера и степени повреждений, полученных грузом
При определении размера и степени повреждений эксперт руководствуется здравым смыслом и информацией производителя. Так, например, металл, который получил механические повреждения и не может быть использован для первоначальных целей может быть пущен в другое производство. А поврежденная упаковка в следствии смещения с целью минимизации убытка может быть заменена на новую или товар может быть реализован с уценкой.
Расчет суммы убытков при повреждении груза
Не маловажным при определении суммы ущерба является остаточная стоимость. В случае если груз является материалами для производства, то он может иметь остаточную стоимость. Особенно это актуально в случаях оценки ущерба с металлом. Не для кого не секрет, что металлолом принимается за вполне неплохие деньги. В таком случае при сдаче его на утилизацию часть убытка может быть покрыта.
Не стоит забывать, что в случае полной гибели груза помимо «натуральных» убытков, складывающихся из стоимости груза, также есть убытки, которые появляются в следствии необходимости утилизации поврежденного груза, а также затрат на его сортировку и перегрузку. Таким образом сумма убытков не редко оказывается значительно больше чем стоимость самого груза, который получил повреждения.