При межконтинентальных транспортировках самым выгодным видом доставки всегда был морской транспорт. Это и самый надежный способ, и самый недорогой. А также плюс морских грузоперевозок в том, что на океанских судах можно перевезти очень крупный и тяжелый, а также негабаритный груз. Морским транспортом успешно перевозят грузы весом от 35 до 400 тонн. В зависимости от веса и типа перевозимого груза (навальный, наливной) морская компания сама подбирает тот или иной вид морского транспорта (танкер, лесовоз).
Любая грузоперевозка, и в том числе морским транспортом, неразрывно связана с ответственностью грузоперевозчика за груз. Он должен быть доставлен в срок в целости и сохранности. Есть два варианта возникновения проблем с грузом – его полная или частичная потеря. Под полной потерей перевозимого товара имеется в виду его гибель, кража, конфискация. Под частичной потерей подразумевается изменение свойств груза, которое ведет к его уценке вследствие нарушения целостности.
Компания-грузоперевозчик несет ответственность за транспортируемый товар с момента его погрузки на борт судна до момента его разгрузки в порту прибытия и передачи грузополучателю. Все случаи, в которых полную ответственность за порчу или потерю груза несет перевозчик, отражены в специальном документе – «Кодекс торгового мореплавания». В нем регламентировано, что если груз утрачен или поврежден не полностью, то должна быть определена степень ущерба и виновный должен выплатить стоимость ущерба. Если груз утерян полностью, стоимость партии выплачивается в 100%-м размере. А также в Кодексе отражены случаи, когда морская компания не несет ответственности за пропажу груза.
Рассмотрим эти случаи
Форс-мажор. Непредвиденные обстоятельства, которые наступают в ходе действия непреодолимой силы. Обстоятельства, в наступлении которых нет вины ни одной из сторон – ни грузоотправителя, ни грузоперевозчика, ни грузополучателя. Это может быть шторм, столкновение морских судов, другие случаи, в результате которых судно получает повреждения – пробоины, пожар, утечка топлива. К форс-мажорным обстоятельствам относятся также не только силы природы, но и человеческий фактор – забастовки персонала, война в стране и т. д. Возникновение форс-мажорных обстоятельств, действия и ответственность сторон в результате их возникновения обязательно должно быть прописано в заключаемом сторонами договоре во избежание излишних разбирательств.
Повреждение груза в результате пожара на судне. В этом случае всю ответственность и возмещение ущерба берет на себя сторона, признанная виновной в произошедшем.
Морская компания-перевозчик также не несет ответственности за потерю или повреждение груза в случае, если в этом виноваты грузоотправитель или грузополучатель. Такой случай может наступить, например, при задержке отправки товара по вине отправителя груза. Груз также считается утраченным, если по прибытии в порт назначения он не был востребован получателем в течение месяца.
Если доставка груза до конечного получателя происходит силами транспортной компании, то в момент перегрузки товара с борта судна на автотранспорт всю ответственность на себя принимает компания-грузоперевозчик и лично экспедитор.
Чтобы освободить себя от возможных проблем, компания-владелец судна должна обязать своих работников тщательно проверять груз во время погрузки на качество упаковки и его состояние.